Государство не хочет лечить алкоголиков и наркоманов

Гайдпаркер: Александра Кириллова

Алкоголизм и наркомания в нашей стране признаны хроническими заболеваниями. Но эти  заболевания в нашей стране не лечат. Система наркологических диспансеров и больниц выполняет исключительно реанимационную функцию, ловит, так сказать, алкоголиков и наркоманов на краю бездны и возвращает обратно в строй.

Так, например, алкоголик, дошедший до «белой горячки» подлежит обязательной госпитализации по причине его опасности для общества и для себя самого. Его привозят в психиатрическую больницу и кладут на неделю под капельницу. Как только к такому пациенту возвращается здравый рассудок, он незамедлительно покидает медицинское учреждение, так как не является психически больным и находиться в обществе таких больных естественно не желает. А органы здравоохранения удерживать его не имеют права.

Есть алкоголики и наркоманы, которые сами обращаются за помощью в наркологические диспансеры, получают направления в наркологические больницы, но делают они это исключительно с целью «подправить» свое здоровье, но никак не с целью лечения. Да и сами больницы открыто заявляют, что от этих болезней они не лечат, направление их деятельности – терапевтическое, а не реабилитационное.

И вот мы подходим к самому главному и печальному: системы реабилитации наркоманов и алкоголиков в России не существует. Единичные центры, работающие бесплатно, являются частной инициативой отдельных граждан или общественных фондов. Обычно – это небольшие организации со скромными средствами и скромными возможностями, располагающиеся в коммерчески непривлекательных помещениях, выделенных местными властями.

Зато расцветают буйным цветом платные реабилитационные центры, паразитирующие на безысходности всей этой ситуации. Они соревнуются не только в нелепости своих методик и программ, но и в стоимости «лечения». Клиника Маршака, к примеру, объявляет за начальный курс лечения 300 тысяч рублей. С родственниками «работают» опытные разводилы, которые уже с первого телефонного звонка выуживают информацию о финансовом состоянии семьи. Гарантий никто, конечно, не дает. А статистика показывает, что процент успеха коммерческих реабилитационных центров очень низок.

Так, почему же нет государственных реабилитационных центров, открытых, к примеру, на базе бывших санаториев и пансионатов, где с больными могли бы работать настоящие психологи, наркологи, терапевты и другие врачи, где больные могли бы получать медикаментозное лечение, проходить физио процедуры столько, сколько этого требовала бы программа лечения – 3 месяца, полгода, год? Потому, что это дорого? Потому, что не осталось государственных санаториев?

Найдутся люди, которые спросят: зачем вообще государству возиться с людьми, которые сами довели себя до «больного» состояния, тратить на них бюджетные средства и врачебные силы?

Потому, что цивилизованное государство не должно разделять больных на виновных и невиновных. Помощь алкоголикам и наркоманам сравнима помощи больным с сердечно сосудистыми заболеваниями на фоне ожирения – и те и другие сами виноваты в своих бедах, также как и подростки, поломавшие носы в драке, и дети, засунувшие в ухо бусину.

Нет ничего удивительного, в том, что наша система здравоохранения, отвернувшаяся от больных алкоголизмом и наркоманией, отвернется когда-нибудь и от других «неправильных» больных. В свете предстоящих реформ здравоохранения, это дело недалекого будущего.

А народ? Что народ?

Выпьет, и опять нальёт.