ГЛАВА VI.

Рассказы об удивительных исцелениях.

Два чудотворных монастыря, — Лурд и Лхасса.

Во Франции, недалеко от Пиренейских гор, есть маленький город, который называется Лурд.

В этом городе насчитывается около семи тысяч жителей. Но каждый год в него стекается из разных католических стран по меньшей мере полмиллиона человек. Идут туда люди из всей Франции, из Италии, из Испании, из некоторых немецких земель. Идут богатые и бедные, голодные и сытые. Идут все те, кто верует в католическую церковь и её первосвященника, римского папу, и в католических святых.

Что же побуждает идти в Лурд всех этих людей?

Их побуждает идти туда вера и, прежде всего, вера в чудеса. Иные ищут спасения, иные утешения, а иные просто исцелений от разных недугов и болезней. Недалеко от Лурда есть пещеры в известковой горе. В одной из этих пещер, как рассказывают католики, в 1858 году совершилось великое чудо: четырнадцатилетняя девочка, Бернадетта Субиру, видела видение: к ней явилась сама Богородица. В память этого видения в пещере поставлено изображение Святой Девы. Тут же около имеется чудодейственный источник. Недалеко от пещеры выстроено несколько красивых церквей, часовен и монастырей. Всё это почитается католиками, как великие святыни. Ради этих-то святынь и стекаются в Лурд богомольцы.

Здесь, действительно, совершаются как будто бы чудесные исцеления. Бывали случаи, сюда приносили расслабленных, и они начинали ходить. Потерявшие зрение начинали видеть. Больные тяжёлыми болезнями получали облегчение, а некоторые и совсем вылечивались. И это делалось и делается до сих пор на глазах у всех. Верующие католики указывают на свои святыни и говорят: „вот видите, видите, — совершаются же чудеса на земле!”

А в это самое время подобное этому происходит и на другом конце земли, в Азии. Есть там, в Тибете город Лхасса. В этом городе есть большой буддийский монастырь Потала. К этому монастырю тоже стекаются сотни тысяч поклонников и богомольцев. Католики считают их язычниками и идолопоклонниками, точно так же, как и они католиков.

В Потале живет Далай-Лама, духовный глава всех буддистов-ламаитов, то есть тех, которые считают Далай-Ламу воплощением Будды на земле. В Лхассе есть изображения буддийских богов и святых. Есть и мощи буддийских угодников, иконы и статуи их. Им поклоняются сотни тысяч богомоль-
______________________________________________________

Больные и немощные на могиле дьякона Франсуа де-Пари, на Сен-Медарском кладбище (в Париже). Рисунок взят из старинной книги.
_____________________________________________

цев. От этих святынь и мощей получают спасение, очищение и исцеление верующие в них люди.

У каждого народа есть свои святыни и свои угодники. И эти святыни и угодники тоже дают исцеления. И исцеления вовсе не выдуманные, а на­стоящие.

Почему же они бывают? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно хорошенько рассмотреть и расследовать, при каких же обстоятельствах эти исцеления происходят? Кто, собственно, исцеляет? От каких болезней исцеляет? Надолго ли исцеляет? Почему именно исцеляет? На все эти вопросы очень интересно получить ответы, ji ответы точные и достоверные, так, чтобы насчёт исцелений не оставалось никаких сомнений. Когда будут такие ответы, станет понятным и ясным, почему разные чудотворцы творили и творят исцеления у всех народов и во все времена.

Удивительные исцеления на могиле католического дьякона.

Удивительные исцеления без всяких лекарств действительно бывают. Об этом рассказывается не только в старинных, но и в новых книгах.

Например, такие события происходили в Париже с 1728 по 1739 год на могиле католического дьякона Франсуа де-Пари. Об этом дьяконе рассказать стоит.

Родился он в 1690 году, в дворянской семье. Семи лет от роду родители отдали его в пансион. Уже там ребенок отличался удивительной набожностью совершенно необычайной для его лет. Но порядки в училище были плохие; ученики ненавидели свой пансион и решили сжечь его. В этом деле прини­мал участие и Франсуа. Пожар не удался; но с этого времени молодого Пари стали преследовать ужасные угрызения совести. Он сам наложил на себя эпитимию и, несмотря на свой детский возраст, твердо переносил ее. Нередко он горько рыдал от раскаяния и при этом выкликал разные изречения из книги Иова.

Когда Франсуа исполнилось двадцать лет, он против воли родителей посвятил себя духовному званию, поступил в духовную семинарию и стал изучать Священное Писание и разные католические богословские науки. Кроме того он усиленно умерщвлял свою плоть. Когда умер его отец, Франсуа роз­дал бедным свою долю наследства. Вскоре он получил звание дьякона, а зва­ния повыше этого он и не захотел, получать. Не захотел он быть и монахом, вселился в бедной части Парижа и стал помогать бедноте. Вся его жизнь ушла на добрые дела, а о себе он не думал. Пища его состояла из нескольких крутых яиц и из супа, который давала ему соседка. В обмен на это дьякон носил ей каждое утро воду. Он и здесь подвергал себя страшным лишениям. Вскоре лишения довели его до тяжелой болезни. От истоще­ния тело его покрылось ранами. Началась костоеда. От нее он и умер» 37 лет от роду.

Как и почему вера исцеляет?

3 мая 1728 года похоронили дьякона на маленьком кладбище Сен-Медар.

В тот же самый день над его гробом совершилось чудо: некая мотальщица шёлка, Мадлэна Веньи, получила исцеление. У неё уже давно отнялась левая рука. Она видела, как принесли гроб, в который должны были положить дьякона. Когда его туда положили, Мадлэна немного наклонилась над гробом, чтобы потереть об него свою руку, прежде чем на него возложат покров. Затем больная отправилась к себе домой. Когда же она вошла в свою комнату, вдруг совершилось чудо: больная рука стала действовать. Мадлэна сразу принялась разматывать шёлк обеими руками. Недуг прошёл вполне и безвозвратно.

Что же это был за недуг? От какой причины её рука не действовала? Мадлэна Беньи была женщина очень нервная. Она издавна хворала болезнью, которая называется истерией. При этой болезни и мозг и нервы очень чувствительны и, легко возбуждаются от самых ничтожных причин. От таких же причин они иногда сильно ослабевают и даже перестают действовать.

Чтобы человек мог шевелить рукой или ногой по своему желанию, необходимо, чтобы были здоровы нервы, идущие от мозга к руке или ноге, а также и самый мозг. Когда человек шевелит рукой, то от мозга идёт к руке но нерву как бы, ток, — особое раздражение, в роде как приказ. Оно идёт к мышце, с помощью которой рука шевелится. Мышца — это значит мясо, окружающее кость. Мышцы руки изображены на рисунке. Они перекинуты от одной кости к другой. Концы их прикреплены к костям. Когда мышца съёживается, делается короче, тогда кость подтягивается к кости, а от этого рука шевелится. А делается мышца короче тогда, когда до неё доходит по нерву приказ (то есть ток) от мозга. Поэтому нервы, по которым идёт раздражение

На этом рисунке изображена рука, отчасти в разрезе, так что видны и кости и мышцы руки.

Направо от нее нарисована тоже рука, но только такая, у которой локоть больше согнут. На рисунке видно плечо. От него вниз идёт плечевая кость, а от нее тоже вниз, от самого верхнего конца, особая мышца, в роде как тяж. На рисунке видно, как нижний конец этой мышцы прикрепляется внизу тоже к кости. Эта кость называется лучевою. Когда в эту мышцу придет от мозга по нерву раздражение, тогда эта мышца делается короче и толще. Это и показано на том рисунке, который напечатан направо. От такого укорочения мышцы рука, разумеется, станет шевелиться, согнется в локте, и пальцы приблизятся к лицу.

от мозга к мышце, называются двигательными. Если этот нерв перерезать, мышца навсегда останется без движения. То же самое будет, если этот нерв захворает. Точно также рука будет без движения, если захворает то место мозга, от которого начинается двигательный нерв.

Вот это-то самое нередко и случается у тех нервных больных, которые хворают истерией. От этой же болезни не действовала рука и у Мадлэны Беньи. Никаких крупных повреждений мозга и нерва у нее не было. Вся ее болезнь состояла только в том, что ее мозг и нервы были че-резчур возбуждены, а от чрезмерного возбуждения утомился и мозг; токи из него к руке стали слабее; мышцы в конце концов тоже перестали сокращаться, и потому рука повисла без движения. Но это было только до поры, до времени. Чтобы рука снова стала действовать, нужно было новое возбуждение мозга.

Его-то и дала мозгу вера. Вера в то, что дьякон Франсуа де-Пари — угодник Божий, и с помощью Божией может сделать все, что угодно. От этой горячей веры сильнее забилось сердце, больше потекло крови к мозгу, больше попало крови в то место головного мозга, от здоровья которого зависело дви­жение руки. И слабость прошла, мозг и рука стали действовать правильно, восстановилось течение крови и в руке. Благодаря этому, стали правильно питаться нервы, идущие от мозга к руке. Таким способом вышло, что вера Мадлэны Беньи дала ей исцеление

Значит, кто же её исцелил? Вовсе не Франсуа де-Пари и его гроб, а именно вера, — вера самой больной. Если бы Мадлэна Веньи уверовала не в дьякона Франсуа, а во что-нибудь другое, например, в Далай-Ламу или в какой-нибудь талисман, или в источник Лурда, и во что угодно другое, вышло бы то же самое.

Кора лобной доли мозга: Кора централъной доли мозга Кора затылочной доли мозга.

у здорового. у больного. у здорового. у больного. у здорового. у больного.

На этом рисунке изображены очень тонкие разрезы головного мозга шести разных людей умерших от различных болезней

Из этих шести человек трое были при жизни больны нервной болезнью,— у них не действовала какая-нибудь часть тела: рука, нога, язык. Сравните разрезы мозга у здорового и больного человека. Они разного вида и не похожи один на другой. У одного нервного больного повреждена лобная доля мозга, у другого — центральная; у третьего — затылочная. Значит, ясное дело: при нервных болезнях происходят разные перемены в мозгу, и нервная болезнь. — то же, что болезнь мозга. Не произойди этих перемен, человек был бы здоров.

Вера творит разные чудеса.

Но все это было совершенно непонятно ни Мадлэне Беньи ни её знакомым. И в те времена ни одному человеку ещё не было понятно, почему собственно вера исцеляет. Поэтому такое исцеление было принято за настоящее чудо. О нём заговорили.

В Париже и его окрестностях, разумеется, было немало таких же больных, как Мадлэна Беньи, которые тоже хворали истерией. Эта болезнь выражается очень многими способами. У одних истеричных больных не действуют руки, у других — ноги. Иные не видят, иные не слышат, иные лежат 5ез движения в полном расслаблении, у иных отнимается язык; с иными случаются ужасные припадки, судороги, корчи. Во время таких припадков несчастные изгибаются дугой, воют нечеловеческим голосом, выкрикивают сами яе злая что. Бывает иногда и так, что вдруг кожа всего тела делается совсем нечувствительной, так что ее можно колоть, жечь и резать, и больная но почувствует никакой боли. Выражается нервная болезнь истерия и многими другими способами. Всех их коротко и не опишешь.

От этой самой болезни страдают больше всего женщины, но иногда страдают и мужчины. Среди них тоже встречаются и расслабленные, и бес­новатые, и с отнявшимися руками и ногами.

Разумеется, потянулись к гробу дьякона Франсуа и такие больные. И все они веровали, и все исцелялись.

Как вера в дьякона исцелила слепого?

Но к могиле дьякона шли не только такие больные, у которых была истерия. Есть много и других нервных болезней, которые тоже исцеляются верой. А во многих болезнях вера, если и не исцеляет, то дает облегчение, хотя на время.

На могиле дьякона Франсуа был такой случай. Пришел к ней за исцелением молодой испанец Альфонс де-Палачиос, сын испанского посланника. У него было воспаление роговой оболочки обоих глаз, воспаление глазного белка. Несчастный так страдал глазами, что почти ослеп. Испанец ничего не мог видеть. Никакие лекарства на него не действовали, хотя лечили его са­мые знаменитые врачи. И вот Палачиос отправился на могилу дьякона. Он был человек верующий. Кроме того он встретил у могилы множество других больных, тоже жаждущих исцеления и тоже с горячей верой в сердцах. Испанца положили на могильную плиту и оставили на ночь. Тут же лежали и другие больные. В три часа испанец проснулся. Все его глазные боли утихли. Глаз, который был воспален еще накануне вечером, теперь оказался оживленным и блестящим. Он мог выносить, не мигая, самый яркий свет солнечных лучей и пыль, поднимаемую толпой вокруг могилы. Но другой глаз еще болел.

С великой радостью испанец отправился домой. Скоро он заметил, что и другим глазом видит несравненно лучше. Он уже мог не только видеть, но даже читать и писать. Увидел испанца его доктор и с удивлением воскликнул: „Что сделали вы со своим глазом? Он, кажется, поправился”.

И, правда, глаза испанца поправились, и поправились благодаря вере. Вера повлияла на состояние всего мозга, а состояние мозга повлияло на сердце, на течение крови по кровеносным жилам. Во время воспаления кровь навсегда притекает к тому месту, которое воспалено. Это усиливает воспаление. А благодаря переменам в мозгу теперь она отлила, и воспаление уменьшилось. Значит, вышло так, что состояние души повлияло на глаза, пораженные болезнью.

Как будто бы и в этом случае совершилось настоящее чудо, и совершил его тот же дьякон, католический угодник и чудотворец. Но на самом деле и на этот раз главная суть дела была не в дьяконе Франсуа, а в самом больном испанце. И во влияний его духа, то есть состояния мозга, на его глаза, на его тело.

Случай с испанцем, действительно, показывает, что, при некотором сте­чении обстоятельств, состояние человеческого мозга оказывает исцеляющее действие на другие части тела: если налицо такие самые обстоятельства,— непременно произойдёт и исцеление. И в этом нет ещё ничего сверхъестественного, хотя на первый взгляд и много очень удивительного, а также и непонятного.

Но одно дело — нeпонятное, и совсем другое дело — чудесное. Непонятное может оставаться таковым только до поры, до времени. Когда-нибудь и оно делается понятным, и его объясняют, растолковывают. И растолковывают, не говоря ни слова о вмешательстве каких-то таинственных сил, которые и сами-то непонятны, а значит, и не могут сделать что-либо понятнее. А чудесами именно и называется вмешательство сверхъестественных сил в человеческую жизнь и в жизнь всей природы.

Исцеления, которые происходили на могиле дьякона Франсуа де-Пари, тоже происходили благодаря природе, — то есть благодаря особому устройству человеческого мозга, нервов и вообще тела. И благодаря такому, а не иному стечению всех обстоятельств.

Удивительные исцеления нервных больных благодаря их вере.

В книгах того времени подробно рассказаны все эти обстоятельства. Исцеления, действительно, происходили, и у всех на глазах. Больше всего исцелялись женщины, но также и мужчины. Некоторые исцеления были особенно поразительны.

Так, например, одна девушка, по фамилии Тибо, исцелилась на могиле дьякона Франсуа от вздутия живота, от сведения рук и от ран, из которых тек гной. Все эти недуги были довольно застарелые. Появились они благодаря истерии; от расстройства сердечных нервов стало плохо действовать сердце, а от болезни сердца произошли отеки и водянка живота. К этому присоединились ещё газы, которые непомерно сильно раздули живот. Судороги рук также произошли от истерии; одну руку так крепко свело, и пальцы так прижались к ладони, что появились раны и нагноения. Больную Тибо перенесли на могилу дьякона. Спустя четверть часа ее рука разогнулась, сердце стало действовать лучше, газы вышли, вздутый живот опал, опухоли стали пропадать везде, больная стала ходить и двигать руками и ногами. Домой она вернулась словно здоровая.

На той же могиле был ещё такой случай в конце 1730 года. У одной служанки, по фамилии Куроно, отнялась вся левая половина тела. Больная едва ходила на костылях. При этом она изгибалась и делала ужасные кривлянья. Болезнь её продолжалась уже шесть месяцев. Куроно не могла и говорить, а только лепетала. Несколько раз она ходила на кладбище, сидела на могиле дьякона вместе с другими больными, слушала их рассказы об исцелениях и прониклась горячей верой в них. В конце концов, её вера на неё подействовала. Служанка исцелилась. Расслабленная и потерявшая язык пошла без костылей и заговорила.

С другой истеричной женщиной, Маргаритой Дюшон, произошло тоже удивительное явление. Она страдала головными болями, лежала больше года в смертельной слабости, страдала от удушья, каждый месяц обмирала и становилась похожей на покойницу. Кроме того она совершенно не могла принимать пищи, потому что каждый день с ней случалась кровавая рвота. Кроме того несчастная страдала от лихорадки. Все эти болезни прошли в течение пяти дней.

Подобное же исцеление случилось и с одним мужчиной, который страдал от нервного паралича, то есть от нервного удара.

Исцеление умирающей и глухонемых.

Бывали случаи, что получали исцеление совсем почти умирающие. Некую госпожу Гардуэн принесли на могилу на носилках, так как она в течение девятнадцати месяцев не владела ни руками ни ногами; шесть лет она страдала от раз­ных припадков. Всё это прошло.

Бывали случаи, что исцелялись и глухонемые.

Это случилось, например, с некоей госпожей Биго. О ней рассказывали, что будто бы она была глухонемая от рождения. Но это было не совсем верно: она оглохла и онемела ещё в молодых летах. Это произошло поразила те места головного мозга, к которым идут нервы, заведующие слухом и разговором. Г-жа Биго была так глуха, что над самым её ухом можно было стрелять из пистолета, и она ничего не слышала, На могиле дьякона Франсуа глухонемая стала слышать, заговорила и выздоровела.

Другая больная, г-жа Фуркру а, получила исцеление ноги, судорожно сведенной в течение многих лет, так что все доктора отказывались ее лечить. А вера в исцеление исцелила.

Как исцеляет горсточка земли?

Но ещё удивительнее исцеление произошло с некоей госпожей Еоарен. Пятнадцать лет она страдала от опухоли левой груди и неподвижно лежала в постели. Она была уже не в силах совершить длинного путешествия на
______________________________________________________

Больная девушка Тибо перед исцелением лежит около могильного камня Франсуа де-Пари.

(Рисунок того времени).
__________________________________________________

могилу дьякона. Поэтому ода попросила свою соседку принести ей хоть земли с этой могилы, а кроме того подержать некоторое время её рубашку на могильной плите. Всё это было в точности исполнено. Не успела Коарен надеть на себя рубашку, как ей стало уже лучше. До этого времени она постоянно лежала на спине, а тут уж она могла и повернуться, и даже без чужой помощи. Она стала прикладывать землю к своей опухоли, из которой двенадцать лет выходил зловонный гной. Скоро слабость стала проходить, опухоль сделалась меньше, больная Коарен выздоровела.

Почему же произошли все эти исцеления? Все по тем же причинам. Причина всех этих болезней — расстройство мозга и нервов. Головной мозг заведует и зрением, и слухом и движениями. Его расстройство может причинить и слепоту, и глухоту, и неподвижность, и слабость. Оно

может сделать из человека и глухонемого, и расслабленного, и бесноватого, и хромого. Если лее головной мозг сделается здоровым, то вместе с тем пройдут и все такие недуги. Это именно и случалось на могиле дьякона Франсуа.

Девица Тибо поднимается исцеленной

(Рисунок того времени).

Исцеление при помощи сильных душевных волнений.

Подобные же явления случались и случаются нередко в разных других местностях, и это при таких обстоятельствах, где и не может быть ничего чудесного.

Вот, например, какой случай был с одним семидесятилетним стариком. У этого старика отнялась вся правая половина тела, и он совершенно не мог говорить. Двигался он с великим трудом. Так продолжалось целый год. Однажды он шел по улице. В это самое время перед самыми его глазами выбросилась из окна какая-то женщина и упала на мостовую у самых ног старика. Страшная картина так на него подействовала, что немой и параличный старик вдруг воскликнул: „Женщина выбросилась из окна!” К нему вернулась прежняя способность говорить. В то же самое время правая половина тела пришла в движение. Такое действие оказало на старика душевное волнение. Оно сделало то же самое дело, что и вера.

Очень многие болезни лечат без лекарств и врачи, — одним только волнением души.

Вот, например, каким способом один зубной врач вылечил одного господина от непомерно сильной зубной боли. Тот от неё лез на стену, но не позволял врачу дотронуться до больного зуба. Тогда доктор, потеряв всякое терпение, отвесил больному здоровую оплеушину. Это лечебное средство так поразило больного, что зубная боль у него сразу прошла.

Исцеления от доверия к врачу и его средствам

Бывают и такие случаи, что больные исцеляются от того, что вполне доверяют своему доктору.

Вот, например, какой случай был с одним знаменитым английским учёным, доктором Гемфри Дэви. Об учёности и искусстве этого доктора много говорили, и поэтому больные относились к нему с большим доверием.

Однажды Дэви пришел к одному больному. Тот видел этого доктора в первый раз, но

_________________________________________________

Служанка Куроно возвращается исцеленной с мо­гилы Франсуа де-Пари, неся в руках свой костыль. (Рисунок того времени).
______________________________________________________

Служанка Куроно на костылях, перед исцелением. (Рисунок того времени)

он слышал, что у того есть какое-то новое лечебное средство, очень хорошо действующее. На самом деле никакого такого средства у доктора Дэви не было. Тем не менее случилось вот что: у доктора был градусник нового устройства. Доктор стал ставить градусник больному, чтобы узнать, нет ли у него жара. Но он вложил градусник не под мышку, а в рот. Больной вообразил, что это-то и есть новое средство против его болезни, и тотчас же по­чувствовал, что ему стало как будто бы легче. Умный доктор заметил это. Он пришел к больному во второй раз и опять поставил градусник в рот. И при этом ещё сказал: „Это великолепное средство от вашей болезни! Вот вы увидите, как скоро поправитесь от неё",

Все это было сказано решительно и уверенно. Больному стало ещё легче. Доктор приходил к нему несколько раз и лечил всё тем же „средством". В конце концов, болезнь совсем прошла.

Что же собственно вылечило её? Вера в доктора и в новое лечебное средство.

Значит, исцеление получается не только от веры в святых, но и от веры в докторов.

Многие из нас по своему опыту знают, как действует такая вера. Все доктора пользуются ею, как хорошим лечебным средством. Она помогает в самых различных случаях и в очень многих болезнях. Главная суть дела здесь заключается в том, чтобы доктор внушал больному полное доверие к себе.
____________________________________________________

Госпожа Биго перед исцелением не слышит, как около ее уха стреляют из пистолета. (Рисунокъ того времени).
__________________________________________________

Вот это то внушение и представляет из себя такое целительное лекарство от болезней.

Как исцеляют простой хлеб и простая вода?

Некий доктор Лиль рассказывает о таком случае, который он видел своими глазами. Один больной страдал упорным запором и сильно на­доедал доктору своими просьбами о слабительном. Но ни­какие лекарства на этого больного больше не действовали. Тогда доктор придумал такую штуку: он сказал больному, что даёт ему самое сильное слабительное, какое только есть на свете, а вместо этого дал пять

Г-жа Биго получает исцеление от глухоты. (Рисунок того времени).

пилюль из простого хлеба, в котором не было даже никакой примеси. От этих пяти пилюль у больного сделался сильнейший понос. Почему же простой хлеб оказал такое действие? Только благодаря внушению.

Бывали случаи, что таким же способом доктора выводили бородавки. Они мазали их самой обыкновенной водой, окрашенной какой-нибудь краской. При этом они говорили, что это вовсе не простая вода, а особое сильнодействующее средство. И это средство действительно исцеляло. Подобно этому католические монахи лечат разные болезни святой водой. Она тоже действует на разные болезни превосходно, лишь бы больной верил в это средство. Подобно же этому действовала на многих больных

Служанка г-жи Коарен с удивлением находит свою больную госпожу выздоровевшей.

(Рисунок того времени).

Г-жа коарен получает исцеление от горсточки земли, принесенной с могилы Франсуа де-Пари. (Рисунок того времени).

невская водица, которую продавал за хорошие деньги разным больным некий прогоревший барон, по фамилии Вревский. Таким способом он не только исцелил многих больных, но и поправил собственные делишки.

Как исцеляют картинки?

С такими исцелениями бывали удивительные случаи.

Знаменитый французский ученый Шарко рассказывает, что некоторые верующие больные исцелялись благодаря священным картинкам. Они смотрели и молились на эти картины, и картины действительно помогали им. На некоторых картинах были нарисованы разные чудеса или разные чудотворцы, которые их совершали. Глядя на такие картины, больные, разумеется, вспоминали рассказы об этих чудесах и чудотворцах. Подобно этому исцеляет болезни изображение Святой Девы в Лурде, куда стекаются сотни тысяч верующих. То же действие оказывают и буддийские иконы в Лхассе. Точно так же действует чудотворная католическая ико­на Ченстоховской Божией Матери.

И вот что достойно внимания: чернокожие и краснокожие дикари получают такие самые исцеления, например, от медвежьего клыка, или от вол­чьего хвоста, или от какой-нибудь ракушки, от талисмана и ладонки. Чтобы всё это помо-

Вольная г-жа Фуркруа со сведенной

стопою.

(Рисунок того времени).

гало в болезнях, нужно только верить.

И люди верят, каждый по-своему, и каждый в свое, а эта вера, действительно, помогает. Но откуда же берется эта самая вера? Человек принимает ее от человека, один внушает другому, другой внушает третьему, все внушают всем. Отцы внушают детям, предки внушают потомкам. И так из года в год и из века в век, и так многие тысячи лет. Такое вну­шение постоянно оказывало и оказывает сильное действие. А видя такое действие, люди начинают верить еще сильнее.

Таким способом выходит:, вера помогает действию, а действие помогает вере.

Г-жа Фуркруа после исцеления. (Рисунок, того времени).

Как вера передается от человека к человеку и ведёт к болезням, а не к исцелениям?

И вот что особенно интересно: можно и искусственным способом делать разным людям разные внушения, то есть вкладывать в их мозг все что угодно, против их воли.

Так и было во всех тех случаях, о которых сейчас было рассказано. Например, почему подействовали пилюли вместо слабительного? Потому что была внушена больному такая вера в них. Почему простой градусник подействовал, как лекарство? Он подействовал по той же причине. По тому же самому действует и святой источник в Лурде, и буддийская чудотворная икона.

Но особенно сильно действует на каждого верующего человека толпа таких же верующих людей. Глядя на такую толпу, верующий человек невольно поддается ее настроению. На него действуют разговоры, которые он слышит в толпе, действует самый вид верующих. Действует вся обстановка. Так, например, было над могилою дьякона Франсуа де-Пари. Иногда случается, что влияние всей толпы и всей обстановки на отдельного человека оказывается очень сильным.

Вот до чего дошло дело на Сен-Медарском кладбище, когда там совер­шались чудеса над могилою дьякона. Вся «площадь перед кладбищем и все соседние улицы были полны толпою. В толпе больше всего было девушек и женщин. Но были также и мужчины. Тут были люди всех возрастов и всяких званий и состояний. Вся эта толпа состояла из больных, которые ждали себе исцеления. И все говорили о них, и все им верили. И вера передавалась от человека к человеку и сильно действовала. Но от этого же скопища людей выходило огромное зло: от человека к человеку переходила не только вера, но и нервное расстройство. При этом тоже действовало внушение: человек, путем внушения, передавал человеку то, что он чувствует сам. А у могилы дьякона творилось немало странного. Женщины кричали и выли, иные бились о землю, иные даже ходили на головах, и при этом выкрикивали, что этого требует Дух Святой. Мужчины, женщины, дети, старые и молодые корчились, извивались, двигались и завывали на тысячу ладов. Иные выкрикивали пророчества, иные пели молитвы, иные просто ревели, стонали, свистели и даже мяукали. Благодаря такой обстановке, некоторые больные не только не исцелялись, а еще хуже захварывали. Бывало даже так: к могиле дьякона приходили больные, страдающие, например, бессонницей, головными болями и другими, вовсе не опасными болезнями. А при виде женщин и мужчин, валяющихся в корчах, с ними самими делались корчи. Они сами не могли удержаться от криков, скачков и разных неистовств, глядя* как это проделывают другие. Случалось, что к могиле приходили здоровыми, а около могилы вдруг отнималась половина тела, или вздувался живот, или вдруг начинало сводить руки и ноги. Бывали случаи, что люди слепли и глохли, делались хромыми, вследствие сведения ног.

Отчего же все это происходило? От обстановки, которая так сильно действовала и действует на нервных людей, а на истеричных в особенности. Одни исцеляются, другие захварывают. И это по одной и той же причине.

Но то, что происходило когда-то около могилы дьякона, иногда происхо­дит и в других местах. Бывали такие случаи и в Лурде, и в Лхассе, и в других монастырях, около чудотворных мощей и икон. Бывает это же самое и около могил магометанских, и буддийских святых. То же самое происходило

— 126 — даже и в настоящее время недалеко от Петербурга, в городе Кронштадте, вокруг отца Иоанна Кронштадского. Вера в этого священника тоже не раз исцеляла нервных и истеричных больных, подобно тому, как это было с ка­толическими, магометанскими и другими чудотворцами. Но бывало и так, что благодаря отцу Иоанну захварывали и здоровые. Около этого священника постоянно толпились больные и истеричные женщины, кликуши и бесноватые. Стоит пожить даже здоровой женщине среди разных кликуш и она сама может сделаться кликушей. Это и бывало не раз в Кронштадте.

История одной невольной болезни, происшедшей благодаря вере.

А вот что было в 1895 году, в деревне Ащепково, Мокринской волости, Гжатского уезда, Смоленской губернии.

Летом по всей местности бродил некий Захар—юродивый, то есть полоумный, крестьянин, родом из тех же мест. Увидела его одна крестьянка, Василиса Алексеева, женщина нервная и истеричная. Неизвестно из-за чего, она сильно испугалась, схватилась за голову и завыла благим матом: „вор, вор!” Ее крики подействовали на народ. Толпа бросилась на несчастного Захара и убила его. Из-за этого случая началась вражда между бабами. Особенно враждовала с Василисой некая Сиклитинья Никифорова, женщина крепкая и здоровая. Душа Василисы, и без того расстроенная, ещё сильней расстроилась от разных дрязг. В надежде её успокоить, Василиса стала ходить по богомольям и посещала между прочим Колоцкий монастырь, который находится в Гжатском уезде, в двадцати верстах от Ащепкова. В Колоцкий монастырь издавна стекается со всех сторон много „порченых” и „кликуш”, то есть, попросту сказать, нервнобольных и истеричных женщин. Монахи в монастыре „отчитывают” их; ц-дают им прикладываться к иконе. И некоторые больные женщины получают исцеление, подобно тому, как это было и на могиле католического дьякона. Поэтому и Колоцкая икона тоже считается чудотворной.

Василиса Алексеева была вовсе не кликуша. Но вот 9 июля 1897 года она отправилась в Колоцкий монастырь на храмовой праздник. В этот день стекается туда особенно много кликуш. Видя их неистовые припадки, Василиса и сама впала в такой же припадок. Через четыре месяца припадок с нею повторился, и как раз в то время, когда чудотворную икону принесли в деревню Ащепково и служили молебен. Василиса завыла и закричала, что её „испортила” Сиклитинья. Сиклитинья говорила Василисе: „Грех тебе, что ты на меня говорила”. А Василиса на это отвечала: „Насажала ты мне чертей”. После этого она много раз стала выкрикивать, что Сиклитинья „испортила” и её, и ещё семерым насажала чертей. „И те ещё закричат!” — говорила Ва­силиса, — „не верите мне? Тогда повидите: вместе гулять будем!” На всю деревню припадок и предсказания Василисы сильно подействовали. Многие поверили её предсказанию. Многие нервные женщины стали думать и беспокоиться, не случатся ли с ними припадки? Василису стали возить по старцам и по монастырям, причащали, купали и отчитывали. В Семёновском монастыре монахи сказали ей, что её болезнь и вправду „порча". Все это ещё больше укрепляло в ней веру, что она испорчена Сиклитиньей.

Но вот что интересно: родные повезли Василису к одной схимнице в Вознесенский монастырь. Та благословила ее просфорой, артосом и маслом и сказала, что болезнь у Василис^ стдист легче. Просфора, артос и масло подействовали, как лекарство, потому что Василиса верила в схимницу. И Ва-— 127 — силисе на время стало действительно лучше. Но только на время. Затем Ва­силиса видалась с неким монахом Марком, который отчитывал кликуш. Тот сказал ей, что ее болезнь будет выходить ранами, и тоже дал попить и поесть чего-то святого. Как говорил Марк, так и вышло: когда Василиса вернулась из монастыря, по всей левой половине тела у нее были чирьи.

Отчитыванья не помогали. Они только укрепляли в Василисе ее веру в порчу. Василиса кричала: „Мучает меня! Много, много на весну окажется такого народа, как я!" Эти слова опять-таки действовали на всех нервных людей деревни.

И вот весной, действительно, стали появляться кликуши одна за другой. После Пасхи 1898 года в одной только деревне Ащепково появилось двенадцать человек кликуш. Из них десять женщин и двое мужчин. Кроме того, эта же болезнь пошла по соседним деревням. Захварывали и мужчины. Несчастную Сикдитинью со всех сторон упрекали, что это она народ портит. А болезнь, действительно, распространялась, потому что нервных, людей в деревнях не мало: бедность, малоземелье и забитость и, вообще, несчастная и тяжелая жизнь—хорошая почва для всяких болезней, в том числе и нервных. Захва­рывали мужчины, с виду к:к будто даже очень здоровые. И вот что интересно: у некоторых больных появлялись те самые болезни, какие исцелялись, например, на могиле дьякона де-Пари: появлялись припадки, удушья, вздутие живота, отнимались руки и ноги, появлялись раны. Иные бесновались, доходили до исступления, $ вали на себе одежду д волосы, бросались со скамьи на пол. У женщин во время припадков проявлялась такая сила, что шесть крепких крестьян не могли с ними справиться. После же припадков больные падали и лежали, словно мертвецы, почти без признаков жизни. Иных рвало. Иные кричали: „Сишштинья, зачем ты нас погубила!” И вот что интересно: некоторые больные захворали после того, как вспомнили, что когда-то они получали от Сиклитиньи кто лепешку, кто баранку, кто ломоть хлеба. Даже воспо­минания о таких чисто случайных и давнишних подачках действовали на нервных людей, как яд. С этими подачками выходило tq же самое, что с пи июлями из хлеба, о которых было рассказано, или с горсточкою земли и святой воды. Пилюли из хлеба и вода действовали на больного потому, что нервные люди верили в такое их действие, и верили в того, кто их давал. Точно также и здесь народ верил, что Сиклитинья портит, и что её подачки не простые подачки. ,

Кликушеская зараза держалась в деревне Ащепково несколько лет, а среди тёмных людей, верующих твёрдо и упорно в порчу и в разные чудодейственные силы и влияния, держится там и поныне.

Из рассказа об этой истории видно, что если иной раз нервные люди, благодаря своей вере, очень быстро и совершенно исцеляются от разных последствий этих болезней, зато в другой раз, по тем же самым причинам, они и получают очень тяжёлые болезни таким же способом. И ни в том ни в другом нет, разумеется, ровно ничего чудесного. Все это делается вполне естественно, — без всякого вмешательства таинственных и сверхъестественных сил.

Чудотворная вера исцеляет не всякие болезни.

Но всякие ли болезни можно вылечивать при помощи веры, внушения и воображения? Можно ли, например, таким же способом вылечить страшную болезнь рак? А чахотку? А сифилис?

Есть великое множество разных болезней, которые совершенно не поддаются такому лечению. Об излечениях и исцелениях таким же способом этих тяжелых болезней обыкновенно ходят только одни темные слухи. Об этом говорится с чужих слов. Много раз такие случаи исцелений тщательно про­верялись, и на проверке выходило, что слухи и рассказы не соответствовали правде: то больной получил только временное облегчение, то исцеления вовсе не было.

Так, например, был такой случай. С одним французским генералом случился удар. Удары бывают от разных причин. У пожилых людей они случаются иногда от того, что лопаются очень тонкие кровяные жилы в головном мозгу. Это происходит от того, что в стенках чрезвычайно тонких кровеносных жил у стариков нередко откладывается известка. Благодаря этому кровеносные жилы делаются очень хрупкими и не могут растягиваться, когда к ним почему-либо приливает кровь. При сильных волнениях души, сердце действует усиленно и сильнее разгоняет кровь по телу. Благодаря этому может случиться сильный прилив крови к голове. От такого прилива хрупкие стенки кровеносных жил иногда не выдерживают и лопаются. Тогда мозг заливается кровью, а кровь мешает ему правильно действовать. Смотря по тому, в каком месте мозга ломаются стенки кровеносных жил, бывают разные последствия. Например, если это произошло в том месте мозга, который заведует движениями тела, оно перестает двигаться. Иногда у человека отнимается язык, если то же самое произошло в том месте мозга, который заведует способностью говорить. После удара можно выздороветь только тогда, когда рассосется кровь, залившая мозг. Для этого нужно значительное время и умелое леченье. А если крови вылилось в мозг очень много, человек может и умереть от удара. Такому боль» ному никакая вера уж не помогает. Так было и с французским генералом. У него пролилось в мозг довольно много крови.

Дело было в Париже. В это время жил там некий солдат Зуавского полка, который занимался лечением разных больных, хотя ровно ничего не понимал в лечебном деле. Но многие больные горячо верили в его искусство. Поэтому зуав-солдат исцелил многих больных разными нервными болезнями, в особен­ности же истерией. У него тоже хромые начинали ходить, расслабленные вставали, оставляя ему на память свои костыли, глухонемые начинали гово­рить и слышать, а слепые — видеть. Рассказы о таких исцелениях действовали на других больных. Те им верили, а это помогало новым исцелениям. Е зуаву приносили людей, разбитых ударом. Тот становился перед больным с вдохно­венным видом и говорил ему: „Встань и иди!". И случалось нередко, что действительно больной вставал и шел.

Принесли к зуаву и генерала, разбитого параличом. Как утопающий хватается за соломинку, так и генерал захотел попробовать, не поможет ли ему простой солдат-чудотворец. Зуав тоже остановился перед генералом и скомандовал ему: „Марш!" Но генерал лежал по-прежнему. Тогда солдат повелительным голосом воскликнул: „Встань и иди!" Но генерал не двигался.

Так он и пролежал несколько лет до самой смерти. Исцелить его никому не удалось, потому что его болезнь была не нервная, — не такая, чтобы вы­лечить ее при помощи веры.

Был еще такой случай. Есть болезнь, которая называется „воспалением кожи" иди экземой. При этой болезни кожа покрывается краснотой, пры­щами и всякими болячками. Есть и другие накожные болезни, очень мучительные. Несведущему человеку бывает очень трудно отличить их от сифилиса. В старину их не отличали и от проказы. Но вот что известно с точ-ностью и достоверностью: некоторые накожные болезни — тоже нервные и потому они тоже вылечиваются при помощи веры или внушения. Так, например, многих больных этою болезнью вылечил доктор Б. Синани в Петербурге, бывший директор Колмовской больницы для душевнобольных близ Новгорода. Больные относятся с полной верой к его уменью, и эта вера на них действует. Бывали случаи исцеления накожных болезней и в других местах и даже в старину. Вера в исцелителя спасала многих больных накожными болезнями. Но не всякие такие болезни поддаются такому лечению. Например, проказа и сифилис вовсе ему не поддаются. Несмотря на это, иногда ходят рассказы в народе, что такой-то целитель или чудотворец исцеляет прокаженных, а также разных больных сифилисом.

Каких же именно больных исцеляют такие чудотворцы? Вовсе не прокаженных, а только таких, у которых нервная экзема (воспаление кожи) или другие нервные болезни, излечиваемые при помощи веры. После таких исцелений народная молва преувеличила и исказила то, что действи­тельно случилось. Непонимающие люди смешали одни накожгше болезни с другими, да их и вправду очень легко смешать, а в старину было ещё легче, — их тогда меньше знали.

Когда и как мертвые воскресают?

Или вот еще пример: о некоторых чудотворцах и исцелителях рассказывают, что они воскрешали мертвых.

Но что значит мертвый человек? Это значит такой, у которого все тело совершенно не может действовать: не действует сердце, не разгоняет кровь по всему телу, не поднимается и не опускается грудь; не раздуваются легкие, которые находятся внутри груди и которыми человек дышит; не сокращаются мышцы, а значит, не могут двигаться руки, ноги, голова и все тело; без дыхания кровь становится холодной, а значит, делается холодным и все тело. Мозг обмирает; поэтому глаза, уши и другие органы чувств тоже не могут действовать, а от этого совершенно замирают и пропадают в человеке решительно все ощущения, решительно все мысли и чувства, и желания, и воля. Тело мертвого человека — та же сломавшаяся машина, которая совершенно не может действовать вследствие того, что совершенно испортилась какая-либо ее составная и очень важная часть.

Но бывает с машинами и так: их составные части вовсе не сломаны, а только остановились и не действуют. Стоит только пустить такую машину в ход, — и она снова пойдет. Подобно этому бывает и с человеческим телом. Иногда оно лишь обмирает, и потому делается холодным, лежит без движения. Такое тело можно пустить снова в ход, то-есть, попросту сказать, оживить.

Вот, например, какой случай был однажды в Америке лет пятьдесят тому назад. Какой-то суд приговорил к смертной казни человека. Несчастного повесили. Он висел на виселице около часу. Когда человека вешают, смерть происходит иногда только от недостатка воздуха для дыхания, то есть без всякого телесного повреждения. Доктора решили попробовать, нельзя ли оживить этого человека. Судья дал им на это разрешение. Человек был совер­шенно мертв, ни одна часть тела его не действовала. Но всё же тело его было совершенно целое, и ни одна часть его не была повреждена, потому что деятельность тела была лишь остановлена насильственно. Священник отгова­ривал докторов и просил их оставить мертвеца в цокое „Его душа уже в аду, — говорил он,--r-и; ее оттуда теперь ш вернешь. Но доктора не послушались. Послушались священника: они рассуждали иначе. Они говорили: „Машина человеческого тела остановилась. Жизнь—это то же, что работа этой машины. По­пробуем же пустить ее снова в ход!" Они принялись прежде всего растирать тело и нагревать его. Растирали и нагревали долго, около часу, если не больше. Потом стали пропускать через него электрический ток и делать искусственное дыхание. Вошлись еще несколько часов. Тут же стояли судьи и полицейские и смотрели за ходом дела.

Вдруг все присутствующие увидели, что пальцы у покойника задвигались. Глаза стали как будто яснее, зрачки расширились. Всем стало ясно, что несчастный повешенный вовсе не мертвец. Но увидели это и судья и полицейские, и вмешались. Они потребовали от докторов, чтобы те не ожи­вляли мертвеца. Напрасно доктора говорили им: „Вы — убийцы! Мы желаем снять с вас этот грех. Дайте же нам оживить несчастного. Как знать, может быть, он будет лучше нас всех в дальнейшей жизни. Подумайте, может быть, и ваш приговор нуждается в и правлении; ведь и вы — люди и можете оши­баться. И во всяком случае человек от человека не должен отнимать жизнь". Но судьи и слушать не хотели докторов. Они отняли от них повешенного, и его тело снова перестало показывать признаки жизни, то-есть снова перестало действовать.

Прошло еще часа четыре. Но доктора не унимались. Они еще раз упросили судей, чтобы те отдали им мертвеца. Доктора решили снова попро­бовать, нельзя ли сделать так, чтобы человеческое тело все-таки и на этот раз начало действовать; другими словами, чтобы снова вернулась к нему его жизнь. Судьи на это согласились, а доктора опять принялись за прежнюю работу. Они стали ещё сильнее прежнего растирать и греть мертвеца, про­пускали через него электрический ток, словом сказать, — употребляли все старания для его оживления. В такой работе прошло несколько часов. И судьи и священник нисколько не сомневались в том, что из всех стараний докторов ровно ничего не выйдет, потому что „душа—в руце Б жией".

Но они ошибались. Ведь человеческое тело всё-таки было не повреждено и потому понемногу снова начало действовать. Снова расширились зрачки, иначе говоря, ожили те нервы, которые заведуют их расширением, а значит, ожил и мозг, который заведует этими нервами. По той же причине зашевелились и пальцы рук и ног, а затем, тихо-тихо и едва заметно, начало биться сердце. Понемножку его биение ускорялось. И вдруг мертвец вздохнул. Вздохнул потому, что его тело, как машина, снова было пущено докторами в ход. Прошёл бы ещё час или два, — и человек, убитый несколько часов тому назад, несомненно, ожил бы снова. Но тут опять вмешались судьи, полицейские и палачи. Они окончательно отняли несчастного из рук докторов, прекратили их работу, терпеливо подождали до тех пор, пока снова не остановилась жизнь в только-что оживлённом человеческом теле, а когда жизнь остановилась, как это бывает и с машиной, ещё плохо пущенной в ход, — они приказали зарыть поскорее мертвеца в землю. Так и было исполнено.

Но всем стало ясно после этого ужасного случая, что человеческая жизнь действительно может как бы исчезать, а затем появляться снова. Всё дело зависит от того, повреждено или не повреждено тело.

Иногда бывает так, что деятельность тела сама собой совершенно останавливается в человеке, и человек обмирает. Тогда он лежит без всякого движения, холодеет, ничего не чувствует и не сознает. Происходит это обыкновенно; от того, что вдруг перестает действовать человеческий мозг. Это может произойти от разных причин, например, от некоторых болезней, в особенности же от нервных. Иногда так обмирают истеричные женщины и истеричные мужчины.

Такое глубокое обмирание, похожее на смерть, называется летаргией. Летаргия случается довольно часто у женщин, недавно разрешившихся от бремени. Бывают такие случаи обмирания и с девушками.

Однажды в Сергиевской пустыне близ Петербурга обмершая девушка пролежала в гробу несколько дней. Её никак не сумели оживить, и она, в конце концов, умерла, потому что от неподвижного лежания и застоя крови тело стало портиться, — оно ведь иногда загнивает и у живых больных. Но бывают и такие случаи, что летаргический припадок проходит, тело снова начинает действовать, — другими словами, жизнь возвращается, и мертвец оживает. Иногда его обмирание продолжается очень долго.

Так, например, в Париже, в больнице Сальпетриер, одна сорокапятилетняя женщина пролежала как мертвая на глазах докторов более одного года. Поступила она в больницу, разбитая ударом. Ноги её не действовали. Б таком виде она лежала в постели около двадцати лет. Во всём остальном здоровье её было хорошее, нрав покойный". Она сильно пополнела. Но однажды она заснула, а затем уж не просыпалась целый год. Ее кормили искусственными способами, вливали пищу прямо в желудок через трубку. Благодаря этому она не умерла от голоду. Эту больную доктора спасли от смерти. Другая женщина, также больная летаргией, была спасена таким способом: один доктор, которому она очень верила, громко сказал ей: „встань и иди", и больная, действительно, пошла. Такие больные встречаются в разных странах. Но в разных же странах иногда спасают их от смерти разные чудотворцы. Вера в чудотворцев действует и на таких больных, если обмерший больной ещё может слышать то, что делается вокруг него. Это, действительно, иногда и бывает.

Но бывает и так, что обмершего человека не может оживить уже никакая сила и никакая вера. Это случается тогда, когда человеческое тело сильно повреждено, например, испортилась какая-нибудь часть его, важная для жизни, например, легкие, сердце, мозг, почки и т. д. Такие мертвец никогда не воскресают, и ничто и никто воскресить их не может.

У разных народов ходит множество рассказов о воскресших мертвецах. Не все эти рассказы окончательно ложны. В некоторых из них идет речь о действительных случаях, которые когда-то произошли, например, о летар­гических припадках. Но рассказы о таких случаях ходят в народе с боль­шими добавками и прикрасами. Обыкновенно этих добавок и прикрас так много, что нет никакой возможности разглядеть за ними действительное про­исшествие. Это происшествие со всех сторон обрастает прикрасами, подобно тому, как ими обросло сказание о всемирном потопе или о поющих камнях.

x